Творческая мастерская Керамос-Арт Мозаичные ковры  
  Мрамор Камень Мозаика и смальта Терракота Керамическая плитка Клинкер  
  О компании Контакты Новости Портфолио Фотогалерея Возможности Информация (916) 995-12-50  

(916) 995-12-50
Главная Новости Спецпредложения Архклуб Керамос-Арт Мрамор Gianni Gaiti Камень и камнерезное производство Изделия из камня Мозаичная мастерская Продажа смальтыПалитра российской смальтыПалитра итальянской смальтыФормы мозаичных элементовКерамическая плитка и смальтаМозаики и мозаичные изделия Портфолио Фотогалерея Видео Арт-проекты








Римская мозаика – искусство великой империи.

Какие ассоциации возникают у современного жителя мегаполиса при слове «мозаика»? Обычно в первый момент люди вспоминают сам принцип составления картины целого из маленьких разрозненных кусочков, затем всплывают детские воспоминания о пластиковых гвоздиках, вставляемых в планшет с отверстиями, и, наконец, представляются величественные дворцы с полами и стенами, выложенными яркими и вечными мозаичными картинами.

Мозаика, как техника украшения жилых и общественных зданий, стала символом достатка и художественного вкуса еще в Древнем мире. И оттуда же родились те самые образы таинственных и богатых дворцовых анфилад с игрой света и красок на мозаичных полотнах. Вероятно, первые мозаики складывались почти случайно, когда остатками строительного камня засыпали улочки и дворы построек, и за счет вариаций красок и размеров получались хаотичные картины. С развитием культуры организации жилого пространства и совершенствованием технологий обработки камня постепенно сложилась и традиция выкладывания узоров из кусочков камня правильной и неправильной формы.

Первый «золотой век» мозаичного искусства – это эпоха Древнего Рима, когда военная мощь и экономическое могущество великой империи потребовали достойных художественных средств выражения и восхваления. Римские мозаики оказались не просто достойными, они на много веков пережили империю и внесли значительный вклад в современные представления о быте той эпохи, тем более, что сюжетами для мозаик становились как мифологические образы и персонажи, так и жанровые сцены гладиаторских боев, театральные истории, эпизоды охоты, домашнего быта. Благодаря мозаикам известны не только этические и эстетические основы римского общества (составить представление об этих основах можно и из литературных источников), но и портреты исторических личностей, фасоны одежды, детали устройства колесниц и кораблей, внешний вид пород лошадей и собак, некоторые сведения об ареалах обитания диких животных. У римских мастеров мозаики существовала традиция подписывать основных действующих лиц в важных сценах, и зачастую именно по этим подписям получили свои современные названия памятники древнеримской архитектуры.

Долговечность римских мозаик обеспечил используемый материал – в основном кубики различных пород камня, хотя немаловажную роль сыграл и связующий материал, и техника прямого набора мозаик, когда художественное полотно собиралось прямо по месту, без дополнительных транспортировок. Монтаж мозаики, хотя и был достаточно трудоемким занятием, проходил достаточно быстро – древние мастера работали обычно с целой бригадой учеников и подмастерьев. Пока мастер выкладывал основной художественный центр композиции или какие-то важные сюжеты, его помощники заполняли фон. В качестве фона обычно подбирали мрамор и камень белого цвета, и выкладывали его специальным рисунком из арок или дуг, который разбивал монотонность пространства, придавая всей мозаике естественность и непринужденность.

Развитие различных технологий в Древнем Риме среди прочих достижений раскрыло художественный потенциал стекла и стекольных изделий. Постепенно прозрачные и непрозрачные стекла стали использоваться и в мозаике. К тому времени изменение политической и экономической ситуации сместило центры развития художественных искусств из Рима в Византию. Наступал второй «золотой век» мозаики, век смальты, эпоха огромных купольных мозаик на темы христианства.

Римские же мозаики оказались выносливее большинства дворцов и вилл, центром интерьеров которых когда-то являлись. Разрушение и разграбление отрядами пришельцев-варваров зачастую не вредило мозаикам, особенно напольным. Сначала они покрывались грязью, затем зарастали землей, и если крупные камни – остатки построек растаскивались местными жителями для своих нужд, мозаики оставались под наносным слоем в неприкосновенности. Современные археологические работы в Италии, Турции, Тунисе регулярно приносят новые открытия римских мозаик, сохранивших великолепные картины на протяжении веков и тысячелетий.

Огромные мозаичные композиции вызывают восхищение и даже благоговение перед мастерством замечательных художников великой империи, а также добавляют очередной штрих в восприятие мозаики как вечного и прекрасного искусства.

Надежда Ласточкина.

  версия для печати

Следующая страница: Напольная мозаика из камня и керамических материалов


• Начало   • Статьи и полезная информация   • Римская мозаика – искусство великой империи  
  О компании   Контакты   Ссылки   Обратная связь   Карта сайта

 
  © Керамос - Арт, 1998-2017. +7 (916) 616-48-72
Творческие мастерские: работы по камню, плитке, изготовление мозаик, чугунное литье. Дизайн интерьеров, архитектурное проектирование.